Для преподавателей: Электронные ресурсы и наукометрические инструменты в современной образовательной и научной деятельности

Лекторы: Коллектив лекторов

Содержание

Модуль 1. Электронные учебные и научные ресурсы в современной образовательной и научной деятельности (16 часов).

Модуль 2. Наукометрические показатели как критерий оценки современной образовательной и научной деятельности (16 часов)

Модуль 3. Успешная публикация: этапы создания, подходы к выбору журнала (6 часов)

Описание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Цель и задачи дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Электронные ресурсы и наукометрические инструменты в современной образовательной и научной деятельности»

Цель: сформировать профессиональные компетенции, позволяющие использовать в образовательном и научном процессе электронные ресурсы и наукометрические инструменты.

Задачи:

  • раскрыть содержание понятия «электронные ресурсы», представить их классификацию, основные отличия;
  • познакомить слушателей с лицензионными электронными учебными и научными российскими и зарубежными ресурсами, используемыми в современном образовательном и научном процессе;
  • раскрыть содержание понятия «наукометрия», познакомить слушателей с мировыми индексами цитирования и Российским индексом научного цитирования, особенностями использования каждого из них;
  • проанализировать требования, выраженные в Указах Президента РФ и нормативных документах Министерства образования и науки РФ в части, касающейся требований к использованию электронных ресурсов и накометрических инструментов в образовательном и научном процессе, и наметить возможные способы их выполнения;
  • представить слушателям основные подходы к созданию публикации, имеющей наукометрический потенциал.
  1. Категории обучающихся: научно-педагогические работники вузов и научных учреждений, руководители подразделений вузов.
  2. Требования к результатам освоения программы

Слушатель, успешно освоивший программу, будет обладать компетенциями(профессиональными компетенциями), включающими в себя способность/готовность:

  • ориентироваться на рынке предлагаемых электронных учебных и научных ресурсов, анализировать их содержание и поисковую платформу, отбирать необходимые для отдельной образовательной программы или направления научной деятельности, реагировать на изменения рынка электронной информации;
  • проектировать образовательный и научный процесс в соответствии с требованиями нормативных документов Министерства образования и науки;
  • производить расчеты основных наукометрических показателей с помощью российского и мировых индексов цитирования;
  • определять наукометрический потенциал создаваемого исследования;
  • оценивать наукометрические показатели источников публикации.
  1. Актуальность программы и сфера применения слушателями полученных компетенций (профессиональных компетенций)
  2. Объем программы: 36 часов трудоемкости, в том числе 36 ауд. часов
  3. Форма обучения, режим и продолжительность занятий:
  4. Документ, выдаваемый после завершения обучения - удостоверение установленного образца о краткосрочном повышении квалификации.
  5. Дополнительная информация

            Современное развитие науки, тенденции академической мобильности, изменение критериев оценки деятельности исследователей и преподавателей, выраженные в нормативных документах Министерства образования и науки, конкуренция вузов и научных организаций, система рейтингов и мониторингов требуют от современного преподавателя и научного сотрудника, руководителя подразделения вуза, научной школы, научного руководителя аспирантов широкого спектра знаний в области электронных ресурсов, наукометрических инструментов, умения создавать конкурентоспособные публикации, обладающие наукометрическим потенциалом. Полученные знания носят практический характер, чрезвычайно актуальны, что позволит слушателям незамедлительно применить их в образовательной и научной деятельности, в сфере организации образования и науки.

График обучения

Форма обучения

Ауд. часов

в день

Дней

в неделю

Общая продолжительность программы, месяцев (дней, недель)

с отрывом от работы (очная)

6-8

5

1 неделя

Слушателям программы предоставлена специализированная мультимедийная аудитория, оснащенная персональными компьютерами, проектором, аудио- и видеоустройствами, специализированным программным обеспечением для проведения аудиторных занятий. В период реализации программы слушателям предоставляется доступ к электронной учебной и научной информации, предоставляемой в Санкт-Петербургском отделении Учебно-консультационного центра (УКЦ) НЭИКОН.

Лекторы

Коллектив лекторов

Расписание

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование модулей, тем

(дисциплин, разделов, тем)

Трудоемкость в часах:

Формы контроля

Всего

аудиторные занятия, в том числе:

самост. работа

Всего

лекции

практические, лабораторные, семинарские занятия, тренинги и др.

всего

в т.ч. выездные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Модуль 1. Электронные учебные и научные ресурсы в современной образовательной и научной деятельности

16

16

10

6

-

-

-

1.1.

Тема 1. Государственная политика поддержки образования и науки электронной учебной и научной информацией.

2

2

2

-

-

-

-

1.2.

Тема 2. Классификация онлайновых электронных ресурсов, используемых в образовательном и научном процессе

2

2

2

-

-

-

-

1.3.

Тема 3. Российские электронные научные и образовательные ресурсы. Электронно-библиотечные системы (ЭБС)

6

6

4

2

-

-

-

1.4

Тема 4. Зарубежные электронные научные и образовательные ресурсы

6

6

4

2

     

2.

Модуль 2. Наукометрические показатели как критерий оценки современной образовательной и научной деятельности

12

12

8

4

-

-

-

2.1.

Тема 1. Наукометрия: история и основные понятия

4

4

4

-

-

-

-

2.2.

Тема 2. Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

4

4

2

2

-

-

-

2.3.

Тема 3. Мировые индексы научного цитирования

4

4

2

2

-

-

-

3.

Модуль 3. Успешная публикация: этапы создания, подходы к выбору журнала

6

6

4

2

-

-

-

3.1.

Тема 1. Секреты успешной научной публикации: публикационная стратегия и прогнозирование повышения наукометрических показателей

4

4

4

-

-

-

-

3.2.

Тема 2. Инструменты и критерии оценки источников публикации

2

2

-

2

-

-

-

 

Итоговая аттестация

2

2

-

2

-

-

Презентация плана публикации по теме исследователя с оценкой предполагаемого источника публикации и наукометрического потенциала публикации

Итого:

36

36

22

14

-

-

-

Список литературы

Список рекомендуемой литературы и других информационных ресурсов по Модулю 1:

1.     Science Online : электронные ресурсы для науки и образования : [материалы международных конференций] – М., [2003-]. - Режим доступа : http://elibrary.ru/project_scienceonline.asp

2.     Блюмин А.М. Мировые информационные ресурсы [Текст] : учеб. пособие / А.М. Блюмин, Н.А.Феоктистов. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 296 с.

3.     Бредихин С. В., Кузнецов А. Ю. Методы библиометрии и рынок электронной научной периодики. - Новосибирск : ИВМиМГ ; НЭИКОН, 2012. - 254 с.

4.     Виштак Н.М. Информационное обеспечение научно-исследовательской работы студентов // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. - 2013. - Т. 5, № 2. - С. 39-43.

5.     Захарчук Т.В. Информационные ресурсы для библиотек [Текст] : учеб.-практ. пособие / Т.В.Захарчук. – СПб.: Профессия, 2011. – 126 с.

6.     Информационные проекты Минобрнауки России: текущие вопросы и приоритеты на будущее // Университетская книга. - 2013. - № 1. - С. 50-52.

7.     Информационные ресурсы в помощь самостоятельной работе студентам-педагогам [Текст] : учеб.-метод. пособие / О.Р.Арутюнова, Т.А.Сенченко, Л.В.Харламова, А.Б. Белова; Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т, фундам.б-ка. – М.: МГПУ, Науч.-информ. издат. центр, 2010. - 110 с.

8.     Конференции НЭИКОН: [материалы конференций] // НЭИКОН: официальный сайт. – М., [2002-]. – Режим доступа: http://conf.neicon.ru/

9.     Кузнецов А.Ю., Разумова И.К. Проекты НЭИКОН: итоги 2011–2013 гг. и перспективы // Университетская книга. - 2013. - № 4. - С. 57-61.

10.  Международная Конференция "Крым": [материалы конференций] // Государственная публичная научно-техническая библиотека России: официальный сайт. – М., [1994-]. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/krym.html.

11.  Министерство образования и науки Российской Федерации : официальный сайт. – М., 2011. – Режим доступа: http://mon.gov.ru.

12.  Миньков С.Л. Мировые информационные ресурсы [Текст] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований [Текст]. – 2011. – № 7. – С.102-103.

13.  Научная электронная библиотека E-Library: [информационно-аналитический ресурс]. – М., [200 -]. – Режим доступа: http://elibrary.ru.

14.  Пермитина Н.И. Научная библиотека - центр знаний и главный информационный ресурс [Текст] // Высшее образование в России [Текст]. – 2010. – № 10. – С.85-88.

15.  Ходакова Н.П. Электронные образовательные ресурсы // Актуальные проблемы современной науки. - 2013. - № 4. - С. 67-68.

16.  Электронная книга и электронно-библиотечные системы России : отраслевые доклады / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии. – М., [2009-]. – Режим доступа : http://www.fapmc.ru.

17. Бредихин СВ., Кузнецов АЮ., Щербакова НГАнализ цитирования в библиометрииНовосибирскИВМиМГ СО РАН,НЭИКОН, 2013. 344 с.

Список рекомендуемой литературы и других информационных ресурсов по Модулю 2:

1.     Elsevier: [русскоязычный официальный сайт]. – [М.], [200-]. – Режим доступа: http://elsevierscience.ru/products/scopus/.

2.     Science Online : электронные ресурсы для науки и образования : [материалы международных конференций] – М., [2003-]. - Режим доступа : http://elibrary.ru/project_scienceonline.asp.

3.     SciVerse. Scopus: [индекс цитирования]. – [Amsterdam]: Elsevier B.V., [200 -]. – Режим доступа: http://www.scopus.com.

4.     Web of Knowledge: [индекс цитирования и наукометрические инструменты]. – [New York]: Thomson Reuters, [200-]. - Режим доступа: http://isiknowledge.com

5.     WebofKnowledge: [информационный портал на русском языке].– [М.], [200-]. – Режим доступа: http://wokinfo.com/russian/.

6.     Антопольский А.Б. Использование информационных ресурсов для оценки эффективности научных исследований [Текст] // Межотраслевая информационная служба [Текст]. – 2011. – № 1. – С.40-53.

7.     Конференции НЭИКОН: [материалы конференций] // НЭИКОН: официальный сайт. – М., [2002-]. – Режим доступа: http://conf.neicon.ru/.

8.     Куракин Д.В. Об оценке качества журналов, статей и публикационной активности персоналий // Информатизация образования и науки. - 2013. - № 3. - С. 86-94.

9.     Международное рейтингование вузов должно иметь строгую оценку достоверности результатов / Жулего В.Г., Балякин А.А., Кузнецов А.Ю., Кириллова О.В. // Нанотехнологии. Экология. Производство. - 2013. - № 3. - С. 40-46.

10.  Писляков В.В. Зачем создавать национальные индексы цитирования? // Научные и технические библиотеки. - 2007. - № 2. - С. 9-9.

11.  Писляков В.В. Методы оценки научного знания по показателям цитирования // Социологический журнал. - 2007. - № 1. - С. 128-140.

12.  Российский индекс научного цитирования – инструмент для анализа науки / Арефьев П.Г., Еременко Г.О., Глухов В.А. // Библиосфера. - 2012. - № 5. - С. 66-71.

13.  Российский индекс научного цитирования. – М., [200-]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/project_risc.asp.

14.Сравнительный анализ России и стран Восточной Европы по публикационной активности и цитированию / Кириллова О.В., Солошенко Н.С. // Вопросы образования. - 2012. - № 1. - С. 148-175.

Список рекомендуемой литературы и других информационных ресурсов по Модулю 3:

см. также список по Модулю 2.

Парамонов С. Бренд ученого: как сделать так, чтобы нас цитировали. – [М.], [2012-]. – Режим доступа: http://wokinfo.com/media/pdf/ru-researcher_brand.pdf.

Meyler Philip. How to Get Published [Видеозапись] // НИУВысшаяшколаэкономики. Образовательное видео. – М., [2012]. - http://video.edu.ru/video/922. 

 
Просмотрено
Модуль 1. Электронные учебные и научные ресурсы в современной образовательной и научной деятельности (16 часов).
Модуль 2. Наукометрические показатели как критерий оценки современной образовательной и научной деятельности (16 часов)
Модуль 3. Успешная публикация: этапы создания, подходы к выбору журнала (6 часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Цель и задачи дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Электронные ресурсы и наукометрические инструменты в современной образовательной и научной деятельности»

Цель: сформировать профессиональные компетенции, позволяющие использовать в образовательном и научном процессе электронные ресурсы и наукометрические инструменты.

Задачи:

  • раскрыть содержание понятия «электронные ресурсы», представить их классификацию, основные отличия;
  • познакомить слушателей с лицензионными электронными учебными и научными российскими и зарубежными ресурсами, используемыми в современном образовательном и научном процессе;
  • раскрыть содержание понятия «наукометрия», познакомить слушателей с мировыми индексами цитирования и Российским индексом научного цитирования, особенностями использования каждого из них;
  • проанализировать требования, выраженные в Указах Президента РФ и нормативных документах Министерства образования и науки РФ в части, касающейся требований к использованию электронных ресурсов и накометрических инструментов в образовательном и научном процессе, и наметить возможные способы их выполнения;
  • представить слушателям основные подходы к созданию публикации, имеющей наукометрический потенциал.
  1. Категории обучающихся: научно-педагогические работники вузов и научных учреждений, руководители подразделений вузов.
  2. Требования к результатам освоения программы

Слушатель, успешно освоивший программу, будет обладать компетенциями(профессиональными компетенциями), включающими в себя способность/готовность:

  • ориентироваться на рынке предлагаемых электронных учебных и научных ресурсов, анализировать их содержание и поисковую платформу, отбирать необходимые для отдельной образовательной программы или направления научной деятельности, реагировать на изменения рынка электронной информации;
  • проектировать образовательный и научный процесс в соответствии с требованиями нормативных документов Министерства образования и науки;
  • производить расчеты основных наукометрических показателей с помощью российского и мировых индексов цитирования;
  • определять наукометрический потенциал создаваемого исследования;
  • оценивать наукометрические показатели источников публикации.
  1. Актуальность программы и сфера применения слушателями полученных компетенций (профессиональных компетенций)
  2. Объем программы: 36 часов трудоемкости, в том числе 36 ауд. часов
  3. Форма обучения, режим и продолжительность занятий:
  4. Документ, выдаваемый после завершения обучения - удостоверение установленного образца о краткосрочном повышении квалификации.
  5. Дополнительная информация

            Современное развитие науки, тенденции академической мобильности, изменение критериев оценки деятельности исследователей и преподавателей, выраженные в нормативных документах Министерства образования и науки, конкуренция вузов и научных организаций, система рейтингов и мониторингов требуют от современного преподавателя и научного сотрудника, руководителя подразделения вуза, научной школы, научного руководителя аспирантов широкого спектра знаний в области электронных ресурсов, наукометрических инструментов, умения создавать конкурентоспособные публикации, обладающие наукометрическим потенциалом. Полученные знания носят практический характер, чрезвычайно актуальны, что позволит слушателям незамедлительно применить их в образовательной и научной деятельности, в сфере организации образования и науки.

График обучения

Форма обучения

Ауд. часов

в день

Дней

в неделю

Общая продолжительность программы, месяцев (дней, недель)

с отрывом от работы (очная)

6-8

5

1 неделя

Слушателям программы предоставлена специализированная мультимедийная аудитория, оснащенная персональными компьютерами, проектором, аудио- и видеоустройствами, специализированным программным обеспечением для проведения аудиторных занятий. В период реализации программы слушателям предоставляется доступ к электронной учебной и научной информации, предоставляемой в Санкт-Петербургском отделении Учебно-консультационного центра (УКЦ) НЭИКОН.

Коллектив лекторов

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование модулей, тем

(дисциплин, разделов, тем)

Трудоемкость в часах:

Формы контроля

Всего

аудиторные занятия, в том числе:

самост. работа

Всего

лекции

практические, лабораторные, семинарские занятия, тренинги и др.

всего

в т.ч. выездные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Модуль 1. Электронные учебные и научные ресурсы в современной образовательной и научной деятельности

16

16

10

6

-

-

-

1.1.

Тема 1. Государственная политика поддержки образования и науки электронной учебной и научной информацией.

2

2

2

-

-

-

-

1.2.

Тема 2. Классификация онлайновых электронных ресурсов, используемых в образовательном и научном процессе

2

2

2

-

-

-

-

1.3.

Тема 3. Российские электронные научные и образовательные ресурсы. Электронно-библиотечные системы (ЭБС)

6

6

4

2

-

-

-

1.4

Тема 4. Зарубежные электронные научные и образовательные ресурсы

6

6

4

2

     

2.

Модуль 2. Наукометрические показатели как критерий оценки современной образовательной и научной деятельности

12

12

8

4

-

-

-

2.1.

Тема 1. Наукометрия: история и основные понятия

4

4

4

-

-

-

-

2.2.

Тема 2. Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

4

4

2

2

-

-

-

2.3.

Тема 3. Мировые индексы научного цитирования

4

4

2

2

-

-

-

3.

Модуль 3. Успешная публикация: этапы создания, подходы к выбору журнала

6

6

4

2

-

-

-

3.1.

Тема 1. Секреты успешной научной публикации: публикационная стратегия и прогнозирование повышения наукометрических показателей

4

4

4

-

-

-

-

3.2.

Тема 2. Инструменты и критерии оценки источников публикации

2

2

-

2

-

-

-

 

Итоговая аттестация

2

2

-

2

-

-

Презентация плана публикации по теме исследователя с оценкой предполагаемого источника публикации и наукометрического потенциала публикации

Итого:

36

36

22

14

-

-

-

Список рекомендуемой литературы и других информационных ресурсов по Модулю 1:

1.     Science Online : электронные ресурсы для науки и образования : [материалы международных конференций] – М., [2003-]. - Режим доступа : http://elibrary.ru/project_scienceonline.asp

2.     Блюмин А.М. Мировые информационные ресурсы [Текст] : учеб. пособие / А.М. Блюмин, Н.А.Феоктистов. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 296 с.

3.     Бредихин С. В., Кузнецов А. Ю. Методы библиометрии и рынок электронной научной периодики. - Новосибирск : ИВМиМГ ; НЭИКОН, 2012. - 254 с.

4.     Виштак Н.М. Информационное обеспечение научно-исследовательской работы студентов // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. - 2013. - Т. 5, № 2. - С. 39-43.

5.     Захарчук Т.В. Информационные ресурсы для библиотек [Текст] : учеб.-практ. пособие / Т.В.Захарчук. – СПб.: Профессия, 2011. – 126 с.

6.     Информационные проекты Минобрнауки России: текущие вопросы и приоритеты на будущее // Университетская книга. - 2013. - № 1. - С. 50-52.

7.     Информационные ресурсы в помощь самостоятельной работе студентам-педагогам [Текст] : учеб.-метод. пособие / О.Р.Арутюнова, Т.А.Сенченко, Л.В.Харламова, А.Б. Белова; Департамент образования г. Москвы, Моск. гор. пед. ун-т, фундам.б-ка. – М.: МГПУ, Науч.-информ. издат. центр, 2010. - 110 с.

8.     Конференции НЭИКОН: [материалы конференций] // НЭИКОН: официальный сайт. – М., [2002-]. – Режим доступа: http://conf.neicon.ru/

9.     Кузнецов А.Ю., Разумова И.К. Проекты НЭИКОН: итоги 2011–2013 гг. и перспективы // Университетская книга. - 2013. - № 4. - С. 57-61.

10.  Международная Конференция "Крым": [материалы конференций] // Государственная публичная научно-техническая библиотека России: официальный сайт. – М., [1994-]. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/krym.html.

11.  Министерство образования и науки Российской Федерации : официальный сайт. – М., 2011. – Режим доступа: http://mon.gov.ru.

12.  Миньков С.Л. Мировые информационные ресурсы [Текст] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований [Текст]. – 2011. – № 7. – С.102-103.

13.  Научная электронная библиотека E-Library: [информационно-аналитический ресурс]. – М., [200 -]. – Режим доступа: http://elibrary.ru.

14.  Пермитина Н.И. Научная библиотека - центр знаний и главный информационный ресурс [Текст] // Высшее образование в России [Текст]. – 2010. – № 10. – С.85-88.

15.  Ходакова Н.П. Электронные образовательные ресурсы // Актуальные проблемы современной науки. - 2013. - № 4. - С. 67-68.

16.  Электронная книга и электронно-библиотечные системы России : отраслевые доклады / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии. – М., [2009-]. – Режим доступа : http://www.fapmc.ru.

17. Бредихин СВ., Кузнецов АЮ., Щербакова НГАнализ цитирования в библиометрииНовосибирскИВМиМГ СО РАН,НЭИКОН, 2013. 344 с.

Список рекомендуемой литературы и других информационных ресурсов по Модулю 2:

1.     Elsevier: [русскоязычный официальный сайт]. – [М.], [200-]. – Режим доступа: http://elsevierscience.ru/products/scopus/.

2.     Science Online : электронные ресурсы для науки и образования : [материалы международных конференций] – М., [2003-]. - Режим доступа : http://elibrary.ru/project_scienceonline.asp.

3.     SciVerse. Scopus: [индекс цитирования]. – [Amsterdam]: Elsevier B.V., [200 -]. – Режим доступа: http://www.scopus.com.

4.     Web of Knowledge: [индекс цитирования и наукометрические инструменты]. – [New York]: Thomson Reuters, [200-]. - Режим доступа: http://isiknowledge.com

5.     WebofKnowledge: [информационный портал на русском языке].– [М.], [200-]. – Режим доступа: http://wokinfo.com/russian/.

6.     Антопольский А.Б. Использование информационных ресурсов для оценки эффективности научных исследований [Текст] // Межотраслевая информационная служба [Текст]. – 2011. – № 1. – С.40-53.

7.     Конференции НЭИКОН: [материалы конференций] // НЭИКОН: официальный сайт. – М., [2002-]. – Режим доступа: http://conf.neicon.ru/.

8.     Куракин Д.В. Об оценке качества журналов, статей и публикационной активности персоналий // Информатизация образования и науки. - 2013. - № 3. - С. 86-94.

9.     Международное рейтингование вузов должно иметь строгую оценку достоверности результатов / Жулего В.Г., Балякин А.А., Кузнецов А.Ю., Кириллова О.В. // Нанотехнологии. Экология. Производство. - 2013. - № 3. - С. 40-46.

10.  Писляков В.В. Зачем создавать национальные индексы цитирования? // Научные и технические библиотеки. - 2007. - № 2. - С. 9-9.

11.  Писляков В.В. Методы оценки научного знания по показателям цитирования // Социологический журнал. - 2007. - № 1. - С. 128-140.

12.  Российский индекс научного цитирования – инструмент для анализа науки / Арефьев П.Г., Еременко Г.О., Глухов В.А. // Библиосфера. - 2012. - № 5. - С. 66-71.

13.  Российский индекс научного цитирования. – М., [200-]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/project_risc.asp.

14.Сравнительный анализ России и стран Восточной Европы по публикационной активности и цитированию / Кириллова О.В., Солошенко Н.С. // Вопросы образования. - 2012. - № 1. - С. 148-175.

Список рекомендуемой литературы и других информационных ресурсов по Модулю 3:

см. также список по Модулю 2.

Парамонов С. Бренд ученого: как сделать так, чтобы нас цитировали. – [М.], [2012-]. – Режим доступа: http://wokinfo.com/media/pdf/ru-researcher_brand.pdf.

Meyler Philip. How to Get Published [Видеозапись] // НИУВысшаяшколаэкономики. Образовательное видео. – М., [2012]. - http://video.edu.ru/video/922.